Евгений Дьяков: Нейросети — это будущее, которое уже здесь

2 ноября 2023
Поделиться:

Евгений Дьяков, заместитель коммерческого директора ПЗБМ, рассказал «Канцелярскому делу» о многообразии технологий, применяемых при создании бумбела, а также о пути от идеи до производства, который проходит продукция компании.

Беседовал: Пётр Долгов

— Евгений, сегодня ПЗБМ может похвастаться просто невероятным арсеналом полиграфических эффектов, применяемых в производстве тетрадей. А с чего вообще начинал отечественный бумбел в плане технологий? Какой путь он прошел?

— Развитие полиграфических технологий можно разделить на два этапа: 2000–2010 гг. и с 2010 г. по сегодняшний день.

Специалисты нашей отрасли прекрасно помнят, что единственной полиграфической технологией в начале нулевых было сплошное УФ-лакирование. В дальнейшем оно переросло в технологию выборочного УФ-лакирования, после чего появилось выборочное глиттерное УФ-лакирование. Затем стали применять всевозможные пленки для ламинации, в том числе глянцевые, матовые, металлизированные, были даже эксклюзивные пленки с голографическим эффектом. В те годы, например, появились первые металлизированные обложки. Печать по ним была достаточно сложной, потому что требовала либо праймирования, либо использования специальных красок, чтобы изображение держалось на пленке. Машин, печатающих УФ-красками, было мало, поэтому приходилось использовать обычные печатные машины с применением фолиевых красок (это краски, которые сохнут на воздухе). В то время даже зарождалось изображение стерео-варио — все пытались делать 3D-обложки на пластике с помощью линз: либо стереоизображение, либо вариоизображение. Это направление, правда, прожило недолго. Мы тоже тогда баловались подобным, но технология как-то не пошла, все-таки она была довольно дорогостоящей.

— Помните первую серию тетрадей, сделанную на производстве с применением этих новых технологий?

— Да, это серия тетрадей «Лиза Джейн». Думаю, многие опытные канцелярщики прекрасно ее помнят — это был хит в свое время. Она достаточно долго продавалась, пережила много итераций, обновлений дизайна. На ней применялось и сплошное УФ-лакирование, и выборочное УФ-лакирование, и глиттерное. Когда мы начали использовать матовую пленку для ламинации, то попробовали на этой серии даже матовое сплошное УФ-лакирование.

— Какие еще технологии пришли на первом этапе развития полиграфических возможностей?

— В 2004-2005 гг. появилось конгревное тиснение. Первая серия с конгревом — лицензионные собаки от известного художника-фотографа Кейт Кимберлин — получилась замечательной. Это была лицензия компании «Арт и Дизайн», и в оформлении обложки тетрадей этой серии мы применили выборочное УФ-лакирование и конгревное тиснение.

Мы были первыми, кто применил конгревное тиснение на обложках тетрадей, и до сих пор имеем в нашей коллекции большое количество серий с данной технологией, она позволяет придать изображению объем, так сказать, сделать его 3D. Со временем мы стали комбинировать эту технологию с другими видами отделки: TWIN УФ-лакированием, холодным тиснением фольгой и т. д.

— Чем характеризуется второй этап развития полиграфических технологий?

— Более интенсивным применением всевозможных пленок и красок — неоновых, пантонных. Приходилось экспериментировать для расширения цветового охвата изображения, потому что обычная триадная печать не позволяет передать все оттенки окружающего нас мира. К примеру, очень тяжело было передать кислотные цвета, поэтому мы внедряли в производство обложек HI-FI-печать, а точнее гексохром, где пробовали работать не четырьмя красками, а шестью. К счастью или к сожалению, данная технология не имела успеха, так как требовала достаточно больших затрат, а эффект получался незначительным и заметен был только профессионалам.

В это же время возникло очень много новых технологий, печатных машин, видов материалов. Это послужило толчком к появлению так называемого холодного тиснения фольгой, где, на самом деле, как такового процесса тиснения нет, а есть перенос клея и металлизированных частиц напыления с пленки на несущую поверхность. Он происходит одним прогоном в печатной машине с помощью пленки, на которой напылен тот или иной металлизированный оттенок (серебро либо золото).

— Есть ли у этой технологии преимущества перед металлизацией?

— С помощью этой технологии мы можем выборочно подсветить — причем подсветить с разной интенсивностью — конкретные отдельные элементы без применения белил. То есть мы подкладываем под изображение металлизированную поверхность и уже поверх наносим краску. Так мы можем получить любые оттенки, сделать металлизированным любой цвет, который нам необходим.

— Видов отделок много, а как они сочетаются между собой?

— Любая технология требует детальной подготовки и может совмещаться с другими полиграфическими отделками: TWIN УФ-лакирование, холодное тиснение, конгревное тиснение, ламинирование всевозможными пленками, вдобавок ко всему еще и выборочное лакирование различными лаками, рельефными лаками и просто УФ-лаками, также с глиттерным тиснением и т. д.

— Расскажите о рекордсмене компании по количеству примененных технологий.

— На сегодняшний момент самый большой «слоеный пирог» полиграфической отделки у нас применяется в серии «Магия цвета». Он состоит из пяти слоев: холодное тиснение фольгой, основная печать, матовая пленка, поверх матовой пленки наносится выборочное глиттерное лакирование и конгревное тиснение в качестве финишной отделки.

— Кто стоит за дизайнами ПЗБМ? Кто является, так сказать, шеф-поваром?

— Любой продукт начинается с идеи: идеи дизайна, идеи картинки, идеи произведения. Здесь работает целая команда, которая состоит из менеджеров по продажам, отдела подготовки, дизайнеров, верстальщиков, художников. Идея может родиться у любого — от менеджера до коммерческого директора! Сырую идею мы обрабатываем. Часто бывает так, что кому-то с утра приходит мысль сделать определенный дизайн, создается какой-то текстовый или графический набросок, а дальше уже все принимают посильное участие в раскручивании этой идеи. Кто-то что-то добавляет, идет обсуждение, художники-дизайнеры готовят макеты, дорабатывают их с учетом замечаний. Потом мы смотрим на результат: либо эта идея проходит дальше, либо нет. Могу сказать одно: у нас всегда все дизайны выбираются путем голосования. В дальнейшую работу поступают только те макеты, которые получили поддержку более чем половины коллектива.

После макет попадает на проработку полиграфической отделки. То есть мы совместно с технологами выбираем ту или иную отделку, общаемся с менеджерами по продажам: нравится им идея или не нравится, описываем, как это примерно будет выглядеть. Тут большую роль играет наш опыт, потому что мы с технологиями работаем более 20 лет и проработали все, что можно. Это нам позволяет представить, как будет выглядеть конечный продукт с применением той или иной технологии или даже совокупности технологий. После этого дизайнеры, верстальщики приступают к подготовке файлов. Опять же, благодаря их опыту макеты оперативно подготавливаются, высылаются на одобрение технологам, технологи их просматривают и дают определенные советы. Параллельно мы показываем предварительный результат и менеджерам по продажам. Когда все свершилось, дизайны попадают в тираж, однако это не последняя стадия контроля. Очень часто бывает, что получается не совсем так, как мы представляли, поэтому на печати новинок у нас всегда присутствует представитель компании, который оценивает уже непосредственный результат. Если, по его мнению, идея воплощена полноценно, то тираж печатается дальше. Если что-то идет не так, то мы или оперативно что-то меняем, или снимаем тираж и дорабатываем его. Бывает, что к одному дизайну мы готовим параллельно несколько видов отделки, то есть пробуем, что будет лучше на печати, тестируем разные варианты. Таким образом мы стараемся минимизировать процент неудач в дизайнах и технологиях.

— Бывает ли так, что отделка портит внешний вид обложки?

— Да, несмотря на русскую поговорку «кашу маслом не испортишь», дизайн испортить технологией можно. Поэтому мы очень долго, очень скрупулезно подходим к выбору и проработке технологии к каждому конкретному дизайну. У нас не разрабатываются дизайны под технологии — как раз наоборот. У нас технология подбирается под тот или иной дизайн, и здесь, наверное, не существует единственно верного рецепта. Нельзя сказать, что важнее: дизайн или технология. Важен конечный результат. Правильное сочетание дизайна и технологии позволяет добиться того самого вау-эффекта, который необходим и потребителям, и продавцам. Потому что продукт, который поражает и восхищает, всегда будет лучше продаваться и оборачиваться.

— Изображения для обложек создаются дизайнерами компаний?

— Компания «ПЗБМ» работает с лицензионными дизайнами и непосредственно с разработчиками, то есть с художниками и дизайнерами, а также использует всевозможные фотобанки для собственной разработки. На один дизайн может приходиться от двух до пяти-шести покупок в фотобанке. Также художники придумывают и собственноручно рисуют своих персонажей — отнесем это к лицензионной продукции, потому что мы покупаем права на использование персонажа либо дизайна на определенный срок. Плюс мы работаем с компаниями, которые предоставляют нам лицензии международных авторов. В нашей коллекции достаточно много серий, созданных по лицензии.

— Сегодня интернет наводнен красочными и фантазийными изображениями, созданными с помощью нейросетей. Есть ли у вас планы на эту технологию?

— Нейросети — это будущее, которое уже здесь, практически в каждом доме. Пока мы анализируем это явление, наблюдаем, но я думаю, что в скором времени на обложках бумбела появятся изображения, разработанные с участием нейросетей. Осталось разобраться в нюансах, в правовых аспектах применения тех или иных дизайнов. Как только мы и наши коллеги во всем этом разберутся, появятся новые продукты.

— Не может ли получиться так, что нейросети в итоге заменят человека?

— Я не думаю, что это возможно, поскольку так или иначе дизайнеры вовлечены в процесс «общения» с нейросетями. У нас в компании сами художники, дизайнеры пробуют взаимодействовать с нейросетями. Важно понимать, что дизайнер многое видит иначе, чем обыватель, соответственно, и его запросы к нейросети будут совершенно другими. Самое главное здесь — правильно поставить задачу, точно сформулировать запрос. Естественно, работа дизайнера на этом не заканчивается: получив какое-то изображение от нейросети, он все равно будет его дорабатывать, исходя из своих идей, умений, представлений. Я полагаю, что люди просто научатся работать вместе с нейросетями, с их помощью — это эффективный тандем.

— Давайте попробуем составить топ технологий по мнению экспертов компании «ПЗБМ».

— Как я уже говорил, наш подход к дизайнам и технологиям таков: каждый дизайн требует своих технологий. Например, есть дизайны, которые будут замечательно выглядеть с применением простого TWIN УФ-лакирования, без всякой ламинации, конгревного тиснения, специальных лаков и пр., а есть дизайны, которые прямо просят применения пленок, лаков и других технологий. Поэтому не вполне корректно расставлять здесь места.

Если ориентироваться на продажи, то, наверное, большую часть заберет обычное TWIN УФ-лакирование, потому что оно чаще всего применяется в массовом продукте по средней цене. Применение сложных технологий и отделок, безусловно, ведет к удорожанию товара, так как все используемые там материалы импортные, а санкции пока действуют. Мы все равно их закупаем, поскольку хотим, чтобы наш продукт вызывал вау-эффект на полках, но стараемся сделать товары более-менее доступными, поэтому у нас достаточно большие тиражи. Мы постоянно экспериментируем, не боимся этого делать. Надо двигаться вперед, пробовать, пробовать и еще раз пробовать.