Артем Дулькин о дефиците и подорожании бумаги

15 декабря 2021
Поделиться:

Который месяц в бумажно-беловом сегменте канцелярской отрасли муссируется информация о дефиците бумажного сырья для школьных тетрадей и катастрофическом росте цен на него.

Что послужило причиной такой ситуации и какие у неё были предпосылки?

Чего ожидать и к чему готовиться продавцам и покупателям в следующем школьном сезоне — 2022?

Отвечает Артем Дулькин, коммерческий директор ПЗБМ.

Давайте отмотаем на несколько лет назад. Цена на офсетную бумагу в последние годы росла ниже инфляции по причине падающего спроса. Та же тенденция была в свое время и на рынке газетной бумаги. А в пандемийный 2020 год цена на офсет и вовсе обвалилась на 12−15%. Для переработчиков бумаги это дополнительная прибыль, а для целлюлозных комбинатов — убытки.

Как следствие, АЦБК в мае 2021-го закрывает 2 бумагоделательные машины (БДМ) и весь бизнес по производству тетрадей. Это минус 60 000 тонн офсетной бумаги (150 млн штук тетрадей) с российского рынка. Кроме этого, крупнейший производитель офсетной бумаги заявил о планах перевода одной из своих БДМ, производившей офсетную бумагу, на выпуск упаковочной бумаги уже с января 2022 года.

В 2021 году резкий рост спроса и цен на целлюлозу в Китае подтолкнул к увеличению цен и на офсетную бумагу. В первом полугодии сложилась парадоксальная ситуация: цена офсетной бумаги была меньше, чем экспортная цена целлюлозы, т. е. сырье стоило дороже изделия.

В этой ситуации офсетная бумага продолжала расти в течение всего 2021 года. И с начала года этот рост составил порядка 64%. Стоит отметить, что те же тренды наблюдались и во всем мире. Так, цена на импортный целлюлозный картон, используемый для производства обложек для тетрадей, выросла более чем на 60%.

Кроме того, в этом году характерен дефицит мощностей практически на всех полиграфических комбинатах: выпуск книг на них сократился в 2−3 раза. Причина в дефиците кадров и того же сырья. Вместе с тем, спрос на бумажную книгу восстановился, и теперь издатели ждут месяцами возможности разместить свои заказы на полиграфкомбинатах.

Возможны сокращения поставок бумажных изделий и из Поднебесной: там дефицит электроэнергии остановил в IV квартале на 2−3 дня в неделю практически все полиграфические предприятия страны. Поэтому премиальные дневники из экокожи из новых коллекций я бы закупил уже сейчас.

В этой связи резкий рост цен на весь ассортимент бумажно-беловых товаров в России просто неизбежен. Наш прогноз — 40−60% в период с 2021 по 2022 г.

Как там у классика: «Есть ложь, наглая ложь и статистика» (Марк Твен). Вместе с тем определённые тренды проследить по ней возможно.

9 месяцев этого года стали рекордными с точки зрения производства школьных и общих тетрадей за последние несколько лет: рост 28 и 20% соответственно к 9 месяцам 2020 года, но если даже сравнивать с 2019-м, рост также значительный.

Производство тетрадей в России 9 месяцев 2021/2020/2019/2018, тыс. шт.

image_2022-05-16_14-32-08.png

Всего два вопроса: для чего делать столько тетрадей и откуда взялась бумага для их производства?

Хочу первый вопрос оставить без ответа — это больше пандемийные эмоции, нежели бизнес. Что же касается истории с бумагой, то мы всей отраслью сократили запасы сырья на складах, отчасти переведя их в остатки готовой продукции. Это не есть гуд, поскольку дефицитное сырьё мы теперь покупаем по новым ценам. В этой связи у поставщиков есть жгучее желание сократить отсрочки и ликвидировать закладки.

У нас, кстати, был похожий 2015 год — резкий рост курса привёл к подорожанию сырья практически на 70%. Тогда, в 2015-м, распродавали остатки, а значительный рост цен на тетради был уже в 2016 году. Такой же сценарий возможен и в 2022-м, но при этом дефицит тетрадей вряд ли случится, учитывая запасы готовой продукции на складах производителей и поставщиков.

В этой связи существует всего 3 стратегии работы:

  1. Искать и выкупать стоки тетрадей и другого бумбела. Можно купить очень дёшево, но очень трудно продать.
  2. Быть «пожарником». На вопрос, когда нужны тетради, он всегда отвечает: «Вчера!» Риск не получить тот ассортимент, который нужен.
  3. Работать по предварительному заказу. На наш взгляд, это оптимальная стратегия для любого бизнеса, особенно в период дефицита сырья. Всегда получаешь точно в срок отобранный ассортимент по заранее согласованным ценам!

Кстати говоря, у себя на сайте PZBMopt.ru мы реализовали функцию предварительного заказа, а постоянные клиенты получают на нём и дополнительный кешбэк.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить партнёров за успешную работу и пожелать счастья и веселья в Новом году! Скучно точно не будет!

Источник — редакция Segment.ru

Мобильная и планшетная версии сайта находятся в разработке
Увеличьте размер окна или перейдите на старый сайт